Пробный глоток воды
Пока правительства штатов и Управление по контролю над продуктами и лекарствами обещают принять меры, производители «природного напитка» тонут в разногласиях.
Поскольку любая вода, за исключением дистиллированной, содержит растворенные минеральные вещества, с технической точки зрения любой ее сорт можно называть минеральной водой. Однако, не всякая бутылочная вода – минеральная. Если Вам нужно что-то настоящее, внимательно изучите наклейку.
Наклейка на бутылке с водой “Crystal Geyser Natural Alpine spring water” («Природная альпийская родниковая вода Кристальный гейзер») хвастливо заявляет, что это – не что иное, как «идеальный природный напиток». Как следует из этой наклейки, данный напиток «берет начало из чистых снегов и дождевой воды, выпадающих на высоте 12 000 футов на вершине Оланча в горах Сьерра. Эта чистейшая вода, пройдя через толщу горных пород, отфильтрована самой природой».
Этот язык пробуждает идиллические воспоминания и ассоциируется с девственной природой, но, к сожалению, все эти заявления несколько преувеличены. По крайней мере, так считает Управление сельского хозяйства штата Северная Каролина, который недавно издал указание об изъятии из продажи в этом штате воды «Кристальный гейзер» и еще семи сортов, включая такие популярные марки, как «Найа» (“Naya”) и «Польский родник» (“Poland Spring”) из-за «использования лживых и вводящих в заблуждение наклеек». Как заявляет Управление, производители этой воды бурили подземные скважины и выкачивали из них воду насосами, вместо того, чтобы использовать воду из естественных родников. Дэвид Мак-Лауд, директор по юридическим вопросам, заявил: «В этом штате запрещено выдавать воду из скважин за родниковую».
Это плохая новость для производителей 700 сортов питьевой бутылочной воды в США, многие из которых пытаются создать своей рекламой впечатление, что им удалось отвести ручеек из чистейших рек, протекающих через райские кущи. Органы надзора и общества потребителей начинают задаваться вопросом, стоит ли вся эта бутылочная вода тех 2,7 миллиардов долларов в год, которые тратятся на нее по всей стране. Власти других штатов не зашли так далеко как в Северной Каролине, однако 23 штата приняли законы, регулирующие качество воды и использование наклеек на бутылках. Некоторые из них, например, Джорджия, требуют от компаний предоставления документов на используемые ими источники питьевой воды. Штат Вермонт требует от производителей указывать содержание в их напитках любого количества свинца, мышьяка и нитратов. В ответ на критику того, что действующие правила слишком мягки, Управление по контролю над продуктами и лекарствами в этом месяце начало разработку новых правил для этой отрасли.
Внимание общества к этому вопросу было привлечено после серии несчастных случаев и тревожных сигналов, которые нанесли серьезный ущерб имиджу «возврата к природе», создаваемому этой отраслью. Первый удар был нанесен в 1990 г., когда компания Source Perrier (Источник Перье) отозвала из продажи по всему миру 160 миллионов бутылок своей минеральной воды, после того, как в некоторых бутылках были обнаружены следы бензола. Эта компания до сих пор еще до конца не оправилась от этого несчастья. Доля рынка воды этой марки составляет 2% от продаж всех сортов бутылочной воды – вдвое меньше прежней, до скандала с бензолом. Новый удар по производителям был нанесен в 1991 г., когда Комитет Конгресса США по энергетике и торговле провел тщательное обследование этой отрасли промышленности. В ходе обследования обнаружилось, что 25% дорогой бутылочной воды, включая такие популярные марки, как Great Bear (Большой медведь) и Glacier Springs (Ледниковые родники), происходит из того же источника, что и обычная водопроводная вода, еще 25% компаний вообще не могут документально подтвердить, из каких источников они берут свою воду, а 31% компаний не соблюдают нормы по микробиологическим загрязнениям. Комитет сделал вывод, что главной проблемой являлся «непростительно небрежный» надзор со стороны Управления по контролю над продуктами и лекарствами.
Пытаясь навести порядок в этой отрасли, Управление предлагает самые всеобъемлющие правила за два последних десятилетия. Наиболее противоречивое из них устанавливает набор определений для типов бутылочной воды, такие как «артезианская», «минеральная», «дистиллированная» и «природная родниковая». В настоящее время для этих терминов нет точных определений. Некоторые названия, такие как «горная вода» (компания Grayson) или «ледниковая вода» (компания Music), вообще не могут быть отнесены к какой то категории, т.к. таких категорий не существует.
Наиболее горячие споры идут по поводу «родниковой воды» – самом популярном ее типе на рынке. Большинство гидрологов, работников государственных контрольных органов и малых производителей выступают в пользу традиционного геологического определения, которое было принято Северной Каролиной и несколькими другими штатами: вода, естественным образом вытекающая на земную поверхность и набираемая в этих местах. По их мнению, вода, выкачиваемая через слои почвы через пробуренные скважины, может быть худшего качества, поскольку она может быть загрязнена.
Однако, большие компании, производящие воду в бутылках, возглавляемые Ассоциацией бутылочной воды (Bottled Water Association) отстаивают более свободное толкование этого определения, которое включало бы в себя воду из подземных источников, набираемую через скважины. Такие компании, как Мак-Кессон (McKesson – производитель воды сортов Спарклетс (Sparkletts), Альгамбра (Alhambra) и Кристал (Crystal)) и Эвиан (Evian) считают, что бурение скважин – это просто еще один способ извлечения воды того же качества. При использовании скважин можно выкачивать гораздо больше воды при меньших расходах. Вот мнение Кима Джеффери, президента Перье груп оф Америка (Perrier Group of America) – производителя воды Польский родник (Poland Spring), Калистога (Calistoga), Эрроухед (Arrowhead), Большой медведь (Great Bear) и Волвис (Volvic): «Ребенок есть ребенок независимо от того, как он родился – с помощью кесарева сечения или естественным путем». Если Управление по контролю над продуктами и лекарствами утвердит геологическое определение, то придется поменять наклейки на половине всех бутылок с так называемой природной родниковой водой. Тем не менее, ни один производитель не хочет отказываться от желанных «родниковых» наклеек, поскольку они обеспечивают более высокую цену по сравнению с другими сортами. Если Управление не решится утвердить жесткий стандарт, то, как считает Джеймс Хитон-третий (James Heaton III), президент Национальной Ассоциации родниковой воды, Бэннер Элк, Северная Каролина, это будет означать, что «правительство выдаст «большим парням» лицензию на обман общества». Между тем, лоббистские усилия производителей могут привести к обратному результату. Как он считает, потребители могут в еще большей степени потерять доверие к воде в бутылках. В то время, когда компании-производители борются за выживание (годовой прирост снизился до 3% в сравнении с 500% в восьмидесятых), это – последнее, что им нужно.
Источник - Журнал «Time»
Такая разная вода
Европейцы относятся к своей воде серьезно, и вот как они советуют отличать минеральную воду от остальных сортов.
- Минеральная вода. Вода из открытого природного источника или скважины. Содержание в ней минеральных веществ подробно описано на наклейке. Химический состав воды, ее температура в источнике и количество вытекающей воды должны быть постоянными. Вода не должна содержать вредных бактерий и подвергаться любому виду обработки: пастеризации, озонированию или обработке ультрафиолетовым излучением (для ее стерилизации). Единственным разрешенным видом обработки является фильтрация и удаление железа и серы. Вода должна разливаться в бутылки непосредственно из источника, так чтобы она не вступала в контакт с воздухом, который может неблагоприятно повлиять на ее свойства. Среди других минеральных веществ, в воде могут содержаться бикарбонаты, кальций, магний, сульфаты, натрий, нитраты, хлориды, калий и фториды. Поскольку такая вода считается «живой», ее надо употребить в течение одного или двух дней после того, как бутылка будет открыта. Минеральная вода делится на легкую (менее 500 мг минеральных веществ на литр), среднюю (менее 1000 мг) и воду с высоким содержанием минеральных веществ (более 1000 мг). Для питья предпочтительна вода со значением индекса pH равным 7, что соответствует нейтральной воде, в то время как более высокие значения считаются соответствующими щелочной воде, а более низкие – кислой. Вода бывает обычной или естественно-газированной. Как указано в «Справочнике по хорошей воде» (Морин и Тимоти Грин, Розендейл Пресс – Maureen and Timothy Green “The Good Water Guide”, Rosendale Press), природная минеральная вода получает свои свойства, в первую очередь благодаря слоям горных пород, через которые она просачивается. Вода, которая сначала выпадает в виде дождя или снега, фильтруется через минералы, захватывая некоторое количество минеральных веществ на своем пути через слои горных пород. Обычно вода просто фильтруется, проходя несколько сотен метров через проницаемую почву (известняк, доломиты, вулканические породы, базальт и т.п.), пока она не будет остановлена непроницаемым скальным основанием. Однако минерализованную воду можно добыть, когда она «выжимается» из-под земли через трещины под давлением верхних слоев почвы. В Европе есть законы по защите источников воды. Они устанавливают защитную зону вокруг места сбора воды. Обычно, радиус этой зоны составляет 6 – 8 км. Например, источник воды Волвис (Volvic) в Оверни (Центральная Франция) защищен 43 кв. км леса и песчаных пустошей, поросших вереском. Помимо минеральной, в продаже присутствуют еще несколько других видов воды, перечисленных ниже.
- Родниковая вода. Вода из естественных родников или из скважин к подземным родникам, о лечебных свойствах которой не объявляется. Она должна пройти бактериологические тесты. Качество и количество родниковой воды непостоянны и ее источник может иссякнуть через 6 – 7 лет.
- Столовая вода. Водопроводная или колодезная вода, которую обрабатывают перед разливом в бутылки.
- Газированная вода. Вода, которая обязана своей шипучестью выделяющимся из нее пузырькам двуокиси углерода, которая присутствует в ней по естественным причинам или внесена в нее искусственным образом. К этой категории относится вода «клуб-сода», которая обычно представляет собой водопроводную воду, прошедшую обработку для удаления минеральных веществ, загрязнений и химических соединений. В нее добавляются минеральные вещества, в том числе соль, и вводится двуокись углерода. А сельтерская вода – это профильтрованная и газированная вода без каких-либо добавок.
- Комментарии